Нарушение гражданских прав и свобод в данном документе Ирек Муртазин усмотрел в том, что зафиксированная упомянутым законом норма «о знании двух государственных языков президентом Татарстана» противоречит Конституциям России и Татарстана.
Текст договора был подписан президентом страны Владимиром Путиным 26 июля с.г. По словам Ирека Муртазина, закрепление в договоре нормы о том, что президент обязан владеть двумя государственными языками республики (русским и татарским), устанавливает преимущество по языковому принципу для тех претендентов, которые владеют двумя языками. Как пишет заявитель, ст. 29 Конституции республики запрещает «любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам», а между тем родной язык является первоосновой национальных признаков. «Кроме того, данная норма нарушает права и свободы граждан, гарантированные ст. 32 п. 2 Конституции РФ, и приравнивает граждан, не знающих оба государственных языка Республики Татарстан, к лицам, признанным судом недееспособными, а также содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 32 п. 3 Конституции РФ)», – говорится в заявлении.
Нужно сказать, что каких-либо требований о знании языков к кандидатам на должность руководителей российских регионов не предусматривает и законодательство о назначении глав субъектов Федерации.
На необходимости владения кандидатами в президенты двумя языками настаивает президент республики Минтимер Шаймиев, который в качестве аргумента задавал риторический вопрос: «Как руководить республикой, не зная татарского языка?» Критики президента в ответ утверждают, что он сам на русском говорит так, что неискушенная аудитория не всегда может понять, что хочет сказать Шаймиев. Об уровне владения Шаймиева русским языком свидетельствует растиражированный местными СМИ факт: когда выпускник сельской школы Шаймиев поступал в Казанский сельхозинститут, он более всего боялся провалить сочинение на русском языке и потому наизусть выучил несколько текстов, надеясь, что хоть один из них окажется экзаменационным.
Ирек Муртазин, в свою очередь, отмечает, что в договоре не прописан уровень «владения языком» и не сказано, в каком объеме претендент на должность президента должен знать оба языка. Таким образом, неясна процедура внесения в Госсовет Татарстана кандидата в президенты. Ведь, прежде чем он будет внесен президентом РФ на утверждение Госсовета, претенденту придется держать экзамен на знание двух государственных языков. Кто будет экзаменовать будущего президента и по каким методикам, законодательно не определено.
Вера Постнова, «
Независимая Газета»